Адаптация ребенка в детском саду
Адаптация в общем смысле — это переходный период из одного состояния в другое. Мы адаптируемся при переезде, переходе на новую работу, беременности. Если вспомнить, какие чувства и переживания достаются на нашу долю в это время и помножить их на сто, то точно такими будут переживания и чувства малыша, перешедшего из дружественной и понятной домашней атмосферы в непонятный ему мир детского сада.
К счастью, детская психика хоть и хрупка, но пластична, и дружелюбная, теплая поддержка родителей поможет ребенку преодолеть период адаптации без лишних стрессов.
Содержание статьи:
1. Поведение мамы и его роль в адаптации ребенка
2. Навыки, необходимые для облегчения адаптации ребенка в саду
3. Тренируем обслуживающие действия
4. Отучение от домашних привычек
5. Дневной сон: решение проблемы
6. Социальная адаптация ребенка в детском саду
7. Мое-чужое, или право собственности
8. Адаптация иммунитета: учимся не болеть
9. Конфликты: как научить ребенка справляться самостоятельно
Поведение мамы и его роль в адаптации ребенка
Нервничающая, заплаканная мама, комкающая в руках платочек, держит своего ребенка за ручку так, словно вокруг шныряет стая голодных акул. Она в первый раз привела его в детский сад — всего лишь на тестовые 1.5-2 часа, как и полагается в начале периода привыкания к незнакомой обстановке. Ребенок, чутко реагирующий на мамино настроение, заливается плачем, и воспитательница не может увести его в группу, заинтересовать игрушками или отвлечь.
Мама падает духом и говорит подругам: нет-нет, мой ребенок совсем не «садовский», мы пытались, но он так плакал, что мне пришлось его увести…
Не бывает не «садовских» детей. Педагогически-воспитательная работа с малышами ясельного возраста и старше проверена многолетним опытом при участии психологов, воспитателей со стажем, педагогов высокого уровня, и подходит даже для сложных в воспитательном отношении малышей.
Причина, по которой ребенок оказался не «садовским» — поведение его мамы.
Мамы, бабушки, папы! Отводя ребенка в сад в первый раз, будьте веселы и спокойны, еще раз расскажите малышу по дороге, как много интересного его ждет. Не плачьте и не нервничайте, с воспитателем общайтесь открыто и дружелюбно, чтобы ребенок видел — вы доверяете этой тете, а его привели на особый детский праздник, где она самая главная.
Навыки, необходимые для облегчения адаптации ребенка в саду
Дома малыш находится в той среде, которую вы создали для него. Между мамой и малышом существует определенный язык жестов и фраз, помогающих коммуникации. Некоторые мамы предугадывают желание ребенка пойти на горшок по его лицу и сразу же высаживают. Некоторые откликаются на «пи-пи» или подергивание за юбку.
Но то, что годится для дома, не годится для сада. Научите ребенка простым и четким фразам, которыми он должен обозначать свои желания и проблемы:
• Хочу на горшок
• Хочу пить
• Помогите мне… (взять это, достать это, надеть это…)
• Я потерял… (игрушку, варежку, карандаш)
• У меня болит… (животик, ушко, рука)
• Я упал
Продумайте все случаи, о которых ребенок должен четко заявить воспитательнице, и заучите короткие понятные фразы на все эти случаи.
Тренируем обслуживающие действия
За полгода до отправления в детский садик научите малыша простым обслуживающим действиям, свойственным его возрасту:
• Держать ложку и есть с ложки самостоятельно
• Крепко держать стакан и пить из него
• Вытирать платочком руки и лицо
• Надевать варежки, шапочку
• Застегивать простые пуговицы и липучки на ботинках
• Складывать вещи на полку аккуратно
Если вы отправляете ребенка в ясли, то достаточно будет навыков самостоятельной еды и питья, детей от трех лет нужно научить одеваться. Большой стресс малыши испытывают в раздевалке перед прогулкой, не успевая собраться, путаясь в штанишках и рукавах.
Заранее играйте с малышом в «пожарного»: спасайте игрушечную собачку или кошечку с верхней полки, предварительно пусть малыш быстро облачится в «форму» спасателя.
Выбирайте для сада вещи с самыми простыми застежками, без лишних шнурков и двойных рядов пуговиц и кнопок.
Отучение от домашних привычек
Если мама привела ребенка в садик с пакетом подгузников, бутылочек с любимым компотиком, мишками, без которых не засыпается, сосками, без которых плачется, значит, ее ребенок будет тяжелее других переносить адаптацию.
Малыши привыкают к тем маленьким ухищрениям, которые позволяют нам сделать домашний быт проще, но в детском саду эти предметы превратятся в обузу для социальной адаптации ребенка, не дадут ему перешагнуть в состояние, где начинает познаваться самостоятельность.
Итак, за полгода до детского сада необходимо начать отучение от:
• Памперсов
• Сосок
• Бутылочек
• Игрушек для сна
• Любимой тарелочки-ложечки
• Непромокающих пеленок для сна
Дневной сон: решение проблемы
Дневной сон — проблема ребенка не только в детском саду, но и дома. Дети никак не хотят укладываться в академические познания о них, и не желают спать ровно по три часа в определенное время дня.
Мамы знают, насколько индивидуальны графики сна у их малышей, и зачастую переводят детей на график без дневного сна, зная по опыту, что тогда ребенок вечером заснет рано, будет спать крепко, а проснется позже, позволив сделать дела по дому.
Но в детском саду сон дневной сон обязателен — он входит в режим. Дети капризничают, не хотят в сад, потому что там укладывают спать днем; не спят и маются, лежа в кроватках…
Это проблемы первого полугодия: обычно ребенок рано или поздно привыкает к режиму, а вам нужно лишь поощрять его, не сбивая режим даже в выходные дни.
Откажитесь от всех ритуалов, которыми сопровождали укладывание ребенка дома: в садике их не будет, и тогда ребенок точно не заснет.
Если ребенок наотрез отказывается спать в садике, то лучше пойти на уступку, и если есть возможность, забирать его на пару часов на прогулку или посвятить это время развивающему кружку.
Смысл адаптации — не сломать все особые требования и желания ребенка, не привести их к общему знаменателю, а помочь малышу освоиться.
Социальная адаптация ребенка в детском саду
Первые воспоминания людей об общении с другими детьми идут из детского сада. Первые попытки наладить дружеские отношения, игры в «любовь», в семью: все эти отыгрыши очень важны для будущей успешной социализации в школе и взрослой жизни.
Но домашние дети зачастую не имеют навыков общения с другими детьми, а до трех лет почти не интересуются групповыми играми. Помочь ребенку осознать, что мир людей состоит из взаимосвязей между ними, помогут книги.
Ребенку, который пошел в детский сад, нужны примеры общения таких же детей, как он, и в похожей среде. Читайте ему стихи и сказки, где персонажи общаются, шутят, играют вместе.
Хорошо подойдут двух- и трехлетнему малышу книжки:
• «Сказки малышам» (В. Бианки)
• Сказки В. Сутеева
• Сказки Корнея Чуковского
• «Котенок по имени Гав» (Г. Остер, М. Пляцковский)
• «Аленушкины сказки» (Д. Мамин-Сибиряк)
• «Паровозик из Ромашково» (Г. Цыферов)
• Рассказы Николая Носова
И др.
Мое-чужое, или право собственности
До выхода в детский сад ребенок живет в мире, где все вещи условно принадлежат ему. Да, расческа мамина, но он может взять ее и причесать свои кудри. Да, клубки бабушкины, но с ними играет даже кошка.
А во внешнем мире почти любая вещь по желанию может стать его: мама купит булочку, игрушку или красивый шарик, мама сорвет цветок, позволит забрать домой камешек…
В детском саду на малыша обрушивается неясное чувство тревоги: здесь ему не принадлежит ничего. Играют все сообща, игрушки делят на всех, а после ставят на полочки.
Ребенок начинает пытаться вернуть привычный мир, где все принадлежит ему: с боем и слезами отнимает понравившуюся куклу, пытается утащить домой кубик или маленькую машинку.
Ему необходимо вернуть чувство собственности, чтобы установить домашнее комфортное состояние.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться в такой среде, прибегайте к фразам типа:
• Ты хочешь взять мою вещь? Спроси разрешения.
• Я потеряла мою любимую кружку! Мне очень грустно.
• Давай купим мороженое мне и тебе. Разреши попробовать твое мороженое? Спасибо!
Обязательно указывайте в речи этические границы своего-чужого, показывайте, как грустно человеку, который лишился своего.
И никогда не называйте ребенка воришкой, если он принес что-то из сада. Это оставляет глубокую травму, но не решает проблемы, и красть малыш продолжит, но уже тайком, пытаясь прятать свою «добычу» от вас.
Адаптация иммунитета: учимся не болеть
Болезни — самое неприятное и раздражающее, что сопутствует периоду адаптации в детском садике. Иммунная система человека — одна из самых сложных систем организма, и до сих пор не изучена до конца. Однако механизм отклика иммунитета на раздражители понятен: сталкиваясь с новым возбудителем болезни, иммунитет учится распознавать его в дальнейшем и бороться правильным действенным методом.
В итоге садовские дети, приходя в школу, болеют меньше сверстников, воспитанных дома, и в дальнейшем иммунитет у таких детей крепче. Все потому, что в детском саду иммунитет сталкивается с множеством разнообразных возбудителей болезней и учится эффективно их отражать и преодолевать.
Но вечно хлюпающий носом и кашляющий малыш — проблема в первый год посещения детского сада.
Для того, чтобы поддержать работу иммунитета, выполняйте несколько простых правил:
• Вводите в питание отвары шиповника, мед, натуральные варенья и джемы
• Не кутайте ребенка
• Перед походом в сад мажьте ребенку нос оксолиновой мазью
• Приучайте ребенка к ваннам комнатной температуры, не перегревайте воду для купания
• Поддерживайте в квартире свежесть, проветривая не менее трех раз в день
• Гуляйте с ребенком в любую погоду, одевая его соответственно температуре
Конфликты: как научить ребенка справляться самостоятельно
Маша отняла игрушку, Коля вылил свой компот в тарелочку с кашей вашего малыша. Ребенок в растерянности: он сигнализирует об обиде плачем или завязывает драку. Воспитательница подойдет, пожурит обидчика и даже накажет его, но это лишь отстраняет вашего ребенка от самостоятельного решения конфликтов.
В будущем эти приемы перестанут работать: учителя в школе неохотно разбирают подобные ссоры, а ребенок получает клеймо «стукача».
Ребенок в саду сталкивается со средой, которая враждебна ему по причине непонимания происходящего, а подобные конфликты усугубляют стресс.
Главное правило, которое должен соблюдать родитель: не преувеличивать конфликт и не ввязываться в борьбу с чужим малышом.
Стоп-фразы:
• Маша просто дурочка, не знаю, как таких в садик пускают
• А ты возьми и ударь Колю посильнее, чтобы больше не лез
• Не расстраивайся, это все плохие дети, а ты хороший
Дети двух-трех лет не ориентируются в эмоциональной сфере и не видят в другом ребенке личность: они видят набор функций, иногда полезных и хороших, иногда вредных. Стигматизируя чужих детей по принципу «враг, дурак, плохой», родители способствуют сокращению развития эмоций, эмпатии малыша и как следствие — мешают возникнуть его умению дружить, основанному на понимании и восприятии личности другого.
Приготовьте фразы и действия:
• Обнимите обиженного ребенка и утешьте: мы сварим еще кашки, а куклы у тебя и дома есть — очень красивые!
• Наверное, Маша просто не поняла, что ты тоже хотел поиграть с этой куклой, поэтому так получилось.
• Ого, Коля вырастет поваром! Так ловко сделал компотно-манный суп!
Научите ребенка видеть мир глазами других и легко переносить легкие и восполнимые потери. Сниженная ценность конфликта и потерь приучат его спокойно переносить стычки и конфликты с другими детьми.
Праздники в детском саду: испытание для малыша
Праздники и утренники — обязательная часть развивающей программы детских садов, и то, что для мам выглядит как умилительное, радостное действо с участием любимого малыша, для детей поначалу — сильный и серьезный стресс.
Не каждый взрослый готов ежегодно по нескольку раз выступать перед очень значимой для него аудиторией в дурацком костюме и декламировать что-то под громкие раскаты пианино. Дети же втянуты в эти мероприятия постоянно.
Со временем малыши привыкают и радуются праздникам, но в период адаптации это тяжелая ноша для каждого из них.
Как облегчить для него этот стресс?
• Не придавайте утреннику сверхзначения: это просто день, в который будет весело надеть красивый костюмчик
• Не уговаривайте «не волноваться» — ребенок разволнуется заранее
• Не заставляйте зубрить стихи или слова вместо игр или отдыха
• Не говорите ему, что все хотят выступать, а он не хочет — какой странный!
Самый простой способ сделать утренники комфортными для ребенка: считать их обычными днями с небольшим обязательным подарочком в конце — пирожным или игрушкой и приятной похвалой без перегиба, например: «Ты был очень милым зайчиком, прямо как настоящим!»
Признаки завершения периода адаптации
Вопреки мнению, что существуют какие-то точные сроки адаптации, для ребенка в детском саду они очень индивидуальны.
Адаптацию можно считать завершенной, если:
1. Ребенок ходит в садик без капризов и даже хочет туда пойти
2. Прощается с мамой без слез
3. Болеет не чаще раза в три месяца
4. Хорошо ест в саду и соглашается ложиться там спать
5. Ходит в саду на горшок или в туалет
6. Рассказывает о других детях с интересом
7. С удовольствием играет в групповые игры
8. Показывает дома, что делалось в саду: рисует и пытается слепить что-то, чему его учили
9. Делится с мамой планами на следующий день
Приятного вам детского сада!
Автор: Ева, для сайта
- Сборы в роддом: подробный список вещей для мамы и малыша
- Как завершить грудное вскармливание?
- Плоскостопие у ребенка. Выявление и лечение заболевания на ранней стадии
- Детские прививки: делать или нет
- Развитие мелкой моторики у детей
- Проблемы при усыновлении
- Чем лучше грудное вскармливание?
- Как стать подругой для своей дочери?
- Как подружиться с ребенком мужа?
Комментарии с оскорблениями и ссылками на сторонние ресурсы не опубликовываются.