Новые комментарии
  • Серж
    А ваш "знакомый электроник", видимо, имел в виду, что безопасно стирать электронику без батареек.

    Подробнее...

     
  • Серж
    Елена, перед стиркой из мягких электрических игрушек нужно обязательно доставать электронику. То что ...

    Подробнее...

     
  • наталья
    Здравствуйте хочу поведать свою историю, мужа посадили на 13 лет, двое детей, осталась одна.

    Подробнее...

     
  • Аляска
    И снова пишу Вам,больше не кому розказать или пожаловаться.та к как никто из окружающих не знает что ...

    Подробнее...

     
  • Kirill Zotov
    А разве так можно? В 2018м живемс...

    Подробнее...

     
  • Нюра
    Все такие умные..Ну развелись мы с мужем 10 лет назад..У нас общий сын. Муж женился второй раз. Сначала ...

    Подробнее...

     
  • Ксанка
    А если они секутся по всей длине? Филировка Вам в помощь и кокосовое с репейным масло. Если ...

    Подробнее...

Развитие мелкой моторики у детей

Нейрофизиологов давно интересовало, что вызывает замедленное развитие речи у детей с ограниченными возможностями движения рук и пальцев (ДЦП, синдром Дауна, сниженный тонус мышц).

Отгадка нашлась в расположении зон управления ладонями и управления речевым аппаратом в человеческом мозге. Развитие речевого аппарата шло параллельно с развитием нашей особенной кисти. Это позволяло человеку выполнять мельчайшие и точные движения пальцами, а потом — рассказывать о своих достижениях остальным. Так и сложились цивилизации, покоряющие природу и умеющие делиться опытом покорения друг с другом.

Для новорожденного ребенка все проще: ему бы научиться держать ложку, прочитать стишок, застегнуть пуговку, обнять маму, не ткнув ей пальцем в глаз; или сделать куличик всем на загляденье. С этого начнется погружение малыша в мир мелкой моторики, а потом придет время собирать сложные механизмы, рисовать картины или управлять самолетами.

Любой маме захочется помочь ребенку в таком важном деле!

Содержание статьи:

1. С какого возраста начинать развивать мелкую моторику?

2. Практическая польза от развития мелкой моторики

3. Гиперактивные дети и развитие мелкой моторики

4. Мелкая моторика и учеба

5. Важность развития мелкой моторики для детей от года до трех лет

6. О строении кисти руки человека

7. Игры для развития мелкой моторики

8. Пластилиновые игры для детей от двух лет

9. Рисование: начинаем с года

10. Игры с крупами

11. Тактильные игры для ребенка от года до трех лет

12. Массажные игры

13. Игры с водой для развития мелкой моторики

14. Музыкальные игры

15. Бытовые мелочи в деле развития мелкой моторики

С какого возраста начинать развивать мелкую моторику?

До года активное развитие мелкой моторики малышу не потребуется. Он и сам прекрасно осведомлен, что ручки понадобятся ему для взаимодействия с миром и начинает с того, что тянется к игрушкам, пытается их взять и удержать. Таким образом он готовит базу для дальнейших активных занятий с ним.

Максимум, что нужно делать в этот период — мягко гладить, массажировать и слегка пощипывать кончики пальцев, ладошку и сжатый кулачок ребенка во время кормления и телесного контакта с ним. Ощущения ладошки свяжутся у него с приятными моментами его жизни, что в дальнейшем поможет избежать капризов и нежелания играть в развивающие игры.

Для того, чтобы игры были интересными, нужно осознание контакта с родителем и ощущение его заинтересованности. Все это ребенок может предоставить с года жизни, и игры будут его увлекать.

С года ребенка необходимо активно вводить в мир тактильных ощущений. С двух — дать ему понятие о том, что он может изменять объекты по своему желанию, конструировать мир вокруг себя.

К трем годам ребенок научится не только использовать возможности и изменяемость предметов, но и начнет планировать свое воздействие на них, проявлять желание что-то изменить по своему вкусу и выбрать наиболее интересный ему путь воздействия.

Практическая польза от развития мелкой моторики

Дети, развитием пальцев и рук которых активно занимались, начинают говорить раньше своих сверстников; раньше начинают составлять предложения; активнее расширяют словарный запас; раньше постигают «игру слов» и раньше принимаются шутить.

Это означает, что важность коммуникативной функции осознана вполне, и она используется как основной инструмент для контакта с миром и родителями. Немаловажно, что образное и пространственное мышление развиваются параллельно, как и умение сосредотачиваться.

Гиперактивные дети и развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики считается профилактикой синдрома детской гиперактивности — состояния, при котором ребенок не может долго удержать внимание на действии или объекте, не заинтересовывается надолго играми или обучением.

Такие дети считаются проблемными в детском саду и школе, хотя сохранность интеллекта и сообразительность их находится на нормальном уровне.

Довольно быстро с помощью развития мелкой моторики дети постигают и вливаются в групповые и спортивные игры и занятия: им легко удержать мяч или скакалку, они умеют строить замки из конструктора или песка, используя множество деталей украшений; проще и с интересом вовлекаются в домашнее рукоделие.

В дальнейшем, когда ребенок перейдет к возрасту групповой социализации, его ловкость и подвижность понравятся сверстникам.

Учителя любят таких детей: они с удовольствием рассказывают стихи, у них хорошая память, и ни одна новогодняя сценка или праздник не обойдутся без участия такого ребенка.

Мелкая моторика и учеба

В учебе мелкая моторика незаменима. Несмотря на стандартные развивающие программы детских садов, большинство детей в первый год обучения в школе встречаются с проблемами при написании палочек и крючков в прописях, при вписывании цифр в клеточки, при рисовании фигур.

Значительность этих проблем сильно уменьшится, если у ребенка подготовленные, сильные пальцы и умение управлять их движениями.

Важность развития мелкой моторики для детей от года до трех лет

Умение правильно излагать свои мысли, активно строить социальные коммуникации, делать что-то своими руками помогут ребенку обрести необходимую уверенность в себе, любимое хобби и множество друзей.

Для родителей, мечтающих увидеть своего ребенка музыкантом или художником, методы применения развития мелкой моторики помогут исполнить мечту.

Откинем далеко идущие цели — как приятно будет общаться с малышом, понимать его, узнавать о его мыслях и внутреннем мире!

Подытоживая сказанное, можно составить список полезных явлений, сопутствующих развитию мелкой моторики у детей от года до трех лет:

• Развитие речи

• Развитие образного мышления

• Развитие пространственного мышления

• Развитие ловкости

• Развитие навыков письма и рисования

• Подготовка к музыкальным занятиям

• Развитие памяти

• Развитие сосредоточенности и внимания

• Развитие коммуникативных социальных навыков (юмор, передача своих мыслей, диалоговость)

• Развитие воображения

• Подготовка к ручному труду

• Развитие игровой фантазии

• Подготовка к рукоделию

О строении кисти руки человека

Кисть руки человека отличается от любых видов кистей животных, потому что имеет противопоставленный остальным пальцам большой палец и большую группу мышц, управляющую им. Это строение позволило человеку овладеть огромным количеством движений, в то время как кисть шимпанзе, например, имеет возможности ограниченные.

Для управления сложным механизмом сочетанного взаимодействия пальцев мозг отвел большой участок управления, который напрямую связан с речевым центром. Пальцы подарили нам речь — потому что эта сигнальная система, присущая только человеку, появилась вследствие развития управления нашей совершенной кистью.

Именно из-за сложности этого тонкого механизма ребенку тяжело обучиться им управлять, и поэтому человеческий ребенок довольно долгое время беспомощен и сильно зависим от матери.

Игры для развития мелкой моторики

Различаются, но несут общий посыл: как можно больше ребенок должен работать с мелкими предметами, тактильными ощущениями, точными движениями, требующими внимания и концентрации.

Перечислим основные направления:

• Пластилиновые игры

• Рисование

• Игры с крупами

• Тактильные игры

• Массажные игры

• Игры с водой

• Музыкальные игры

Пластилиновые игры для детей от двух лет

Раньше этого возраста пластилин ребенку предлагать нет смысла: ему не хватит сил разминать твердые комочки, и гарантированно пострадает интерьер квартиры.

С двух лет пластилин должен стать ежедневной игрушкой. Запомните правила:

• Не готовьте пластилин для игры ребенка: не разогревайте его и не разминайте сами

• Следите за игрой ребенка, направляйте его

• Не затягивайте игру, если ребенок устал

Это базовые игры, являющиеся основой для дальнейшей увлекательной и полезной совместной лепки:

1. «Колобки». Возьмите небольшие кусочки пластилина и, управляя ладошкой ребенка, катайте с ним вместе «колобки». Покажите, как скатать «колобка» на весу, а как — на поверхности доски для лепки. Пусть ребенок покатает «колобков» по столу.

2. «Блинчики». Переходите к лепке «блинчиков» от «колобка». Ребенок должен понять, что ему подвластно изменять форму объектов. Покажите, как «колобок» превращается в «блинчик», и снова в «колобок». Аккуратно сожмите две ладошки малыша, чтобы он почувствовал, как «колобок» сплющивается под давлением его руки.

3. «Смайлик». Ребенок уже давно знает, где расположен носик, глазки и ротик. С помощью «блинчика» и двух «колобков» можно сделать личико, а ротик и носик добавить либо с помощью пластикового ножичка, либо слепив «змейку». Создание узнаваемых объектов с помощью действий рук развивает образное мышление.

Рисование: начинаем с года

Для годовалого ребенка подойдут краски для рисования руками, с двух лет нужно предлагать кисточку. Приобретите кисти разной толщины: покажите ребенку, какой тонкий штрих получается от тоненькой кисточки и как широко красит большая.

Дети любят размах и обычно выбирают самую большую кисть, но их желательно чередовать.

1. «Рисуем солнце». Это задание на вращательную способность запястья. Дети поздно начинают владеть им, предпочитая размахивать всей рукой, от плечевого сустава. При рисовании солнышка такой метод не подойдет. Проследите, чтобы локоть ребенка прижимался к столешнице, и покажите, как можно, вращая запястьем, нарисовать славное желтое солнышко.

2. «Листья падают!». Это задание развивает точечное прикладывание усилий к объекту. Часто дети рвут бумагу карандашами и фломастерами, потому что не могут рассчитать силу нажатия. Занятие на рисование листвы поможет с этим справиться. Намочите кисть и окуните в краску. Покажите, нажимая на руку ребенка, как можно нажать на кисточку, чтобы она оставила на бумаге аккуратный отпечаток. Таких отпечатков можно сделать много и разных цветов — красиво!

3. «Раскраска». Просите ребенка закрасить простые крупные фигуры, четко нарисованные на листе. Помогите ему избежать выхода за линии, показывая, как легче и осторожнее можно действовать кистью.

Переходите к рисованию зверей, цветов, машинок и прочего, соблюдая правила:

• Запястье ребенка должно вращаться

• Штрихи должны чередовать свою толщину

Игры с крупами

Для малыша от года и до двух лет лучшая крупа для игры — это манка. Малышу постарше предложите фасоль, пшено, ядрицу, горох. Внимательно следите за ребенком во время игр. Если манкой подавиться невозможно, то горошиной — вполне.

1. «Огородик». Разложите на столе фасоль или горох и предложите малышу собрать «урожай» в мисочку. Это хорошее упражнение, развивающее внимание и концентрацию.

2. «Ванночка». Насыпьте крупы в миску так, чтобы ребенок мог полностью опустить туда кисти рук. Малыши подолгу пересыпают, перебирают крупы, возятся в таких ванночках. Это приятное тактильное ощущение, массаж и развитие одновременно.

3. «Рисование по кашке». Насыпьте крупы плотным слоем на стол и покажите, как можно пальцем нарисовать по ней солнышко, цветочек, домик. Ребенок с радостью познает возможности изменяемого мира вокруг и берется рисовать.

Игры с крупами очень полезны, а последующая затем уборка поможет вам сбросить лишние калории! Это и шутка, и правда одновременно.

Тактильные игры для ребенка от года до трех лет

Это непрерывный процесс ознакомления ребенка с тактильной стороной мира. На прогулке давайте ребенку пощупать листья, цветы, древесную кору. Комментируйте: «Листочек гладкий», «Цветочек нежный», «Дерево шершавое».

Домашняя игра с тактильными ощущениями потребует сбора материала: вырежьте кусочек меха, коры, шелковой тряпочки, замши, закапайте воском кусочек картона. Чем больше разного материала у вас будет, тем лучше. Предлагайте ребенку пощупать кусочки с закрытыми глазками. Обучайте его различать ощущения и связывайте кусочки с объектами.

Например:

• Что это? Это мех. Он пушистый, как кошка.

• Что это? Это кора. Она шершавая, как дерево.

Попросите ребенка найти на ощупь самую пушистую, гладкую или скользкую тряпочку. Таким образом вы не только разовьете его тактильное восприятие, но и поможете осознать, что частное — всегда часть общего.

Массажные игры

Эти игры усиливают кровообращение в ладошках и пальчиках ребенка и учат его управлять своими руками. Во-первых, это «ладушки» — обучать этой игре не нужно ни одну маму.

Во-вторых, играйте с малышом в «пальчики». Расставляйте кисть так, чтобы кончики ваших пальцев упирались в его и «танцуйте» этими пальцами, двигая их потихоньку вправо-влево. При этом можно что-нибудь напевать.

Игры с водой для развития мелкой моторики

Начинать такие игры можно от года, хотя малыши любят плескаться и раньше. В ванну, где купается малыш, вместо обычных игрушек-уточек положите круглые шарики и формочки.

Покажите, как набирать воду в формочку и как ее вылить. Для ребенка от двух до трех лет можно устраивать «водную лабораторию», добавив еще одну формочку и усложнив игру в «перелей из одной в другую».

За крутящимися же, ускользающими мячиками и шариками будет радостно гоняться каждый малыш, постигая умение удерживать движущиеся предметы.

Если игрушек нет, попросите малыша:

• Набрать воду в ладошки

• Пропустить ее между пальцами рук

• Подставить руки под струю, льющуюся из крана

• Умыть личико своими руками

• Намылить мочалку

• Поймать мыльце

В воде ребенок играет с удовольствием, а она не только оказывает массажное и расслабляющее действие, но и помогает постичь технику движений в непривычной среде.

Музыкальные игры

Если вы ждете от ребенка музыкальных успехов, то знакомьте его с музыкальными игрушками, которые отзываются звуком на нажатие кнопок. Нажатия будут развивать моторику, а сопровождающий звук поможет понять связь его возникновения с действием.

Хорошо также играть в «ладушки» с притопами и прихлопами, уча ребенка чувству ритма.

Музыка хорошо комбинируется с тактильной игрой в лоскутки. Если у вас есть музыкальный инструмент и опыт обращения с ним, то сопровождайте звуком тактильные ощущения ребенка, подбирая звучание к ощущениям шершавости, мягкости, прохлады, сухости, жесткости.

Бытовые мелочи в деле развития мелкой моторики

Они заключаются в следующем: как можно меньше делайте за ребенка то, что он может сделать своими руками.

Если он может взять игрушку, то пусть возьмет сам, если он может открыть дверь, то пусть открывает сам.

Порой это занимает время, и без того бесценное, когда в доме малыш, но ему так будет намного полезнее.

По тем же причинам старайтесь уже с двух лет обучать его самостоятельно застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Неважно, будет получаться или нет, это важный опыт для малыша, как и все, что происходит в окружающем его мире.

Автор: Ева, для сайта lisavika.ru


Еще материалы по теме:
Сейчас смотрят:

 
Добавить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Комментарии с оскорблениями и ссылками на сторонние ресурсы не опубликовываются.