Новые комментарии
  • Серж
    А ваш "знакомый электроник", видимо, имел в виду, что безопасно стирать электронику без батареек.

    Подробнее...

     
  • Серж
    Елена, перед стиркой из мягких электрических игрушек нужно обязательно доставать электронику. То что ...

    Подробнее...

     
  • наталья
    Здравствуйте хочу поведать свою историю, мужа посадили на 13 лет, двое детей, осталась одна.

    Подробнее...

     
  • Аляска
    И снова пишу Вам,больше не кому розказать или пожаловаться.та к как никто из окружающих не знает что ...

    Подробнее...

     
  • Kirill Zotov
    А разве так можно? В 2018м живемс...

    Подробнее...

     
  • Нюра
    Все такие умные..Ну развелись мы с мужем 10 лет назад..У нас общий сын. Муж женился второй раз. Сначала ...

    Подробнее...

     
  • Ксанка
    А если они секутся по всей длине? Филировка Вам в помощь и кокосовое с репейным масло. Если ...

    Подробнее...

Воспитание ребенка по методу Монтессори

Монтессори

Сегодня многие родители хотят обеспечить своему ребенку гармоничное и всестороннее развитие. Но разобраться во всем потоке хлынувших на нас как лавина систем и методик весьма непросто. Карточки Домана, кубики Зайцева, Вальдорфская система, метод Монтессори.... список можно продолжать долго.

Так как же не запутаться во всем этом многообразии?

Прежде всего, необходимо четко понимать, что представляет собой тот или иной метод. А уж потом принимать взвешенное решение. В этой статье мы рассмотрим одну из популярнейших ныне систем воспитания и развития ребенка — метод Монтессори.

Суть метода

Автором методики является Мария Монтессори (1870-1952), итальянский педагог-гуманист. Самый главный, основополагающий и передающий всю суть метода девиз : «Помоги мне сделать это самому».

Громадное значение Мария Монтессори придавала периоду развития малыша от 0 до 6 лет. Она считала, что в этот период идет наиболее интенсивное развитие ребенка, в ходе которого возникают особые периоды, когда малыш особенно восприимчив к какой-то определенной деятельности.

И если в этот благоприятный период рядом с ребенком не окажется необходимого для развития материала, то момент будет безвозвратно упущен. Наверстать впоследствии такое упущение будет практически невозможно. Так родилось наиглавнейшее понятие метода — развивающая среда.

Группа, где будут заниматься малыши, представляет собой на первый взгляд обычную, уютную игровую комнату. Здесь повсюду разложены развивающие игрушки и очень много всяких занимательных уголков. Но на самом деле, в этой комнате царит строжайший порядок. Здесь у каждой вещи свое строго обозначенное место и нет ничего случайного. Вся комната поделена на определенные зоны и каждая из них наполнена специально разработанным дидактическим материалом.

Пять зон развития ребенка

1) Зона практической жизни

Цель этой зоны — развить у ребенка самостоятельность, которая будет помогать ему в дальнейшей, повседневной жизни и крайне положительно влиять на самооценку.

Налить воду в чашку, застегнуть пуговицы, почистить картошку, открыть замок, зашнуровать обувь...Здесь дети быстро учатся всем этим практическим навыкам. Учитель (в рамках метода его называют Наставник) показывает детям, как обходиться с предметами и для чего они нужны. Дальше ребенку предлагается действовать самому, методом проб и ошибок. Очень важно то, что все предметы этой зоны должны быть настоящими, а не игрушечными.

2) Зона сенсорного развития

Горячий - холодный; тяжелый - легкий; гладкий - шершавый; длинный - короткий — эти и многие другие понятия ребенок постигает здесь опытным путем. Многочисленные рамки-вкладыши, стаканчики, пирамидки, весы, предметы отличающиеся по цвету, фактуре, звучанию, запаху и прочее. Материалы этой зоны в полной мере задействуют все органы чувств малыша : зрение, слух, обоняние и тактильные ощущения.

3) Зона языкового развития

В этой зоне, посвященной развитию речи, подготовке к чтению и письму, очень большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с психомоторным развитием ребенка и развитием речевых зон коры головного мозга. Именно поэтому многие пособия этой зоны направлены на массаж пальчиков, развитие точных движений руки. Здесь есть и шершавые буквы, и шнуровки, и подвижный алфавит, и буквы-вкладыши.

4) Математическая зона

Тут вся среда вокруг ребенка подготавливает его к основам математических знаний: порядковому счету, сложению и вычитанию, умножению и делению. Здесь можно найти объемные геометрические фигуры, шершавые цифры, различный счетный материал.

5) Зона естественнонаучных знаний

В этой зоне ребенок должен иметь возможность получить первое представление об окружающем мире и естественных науках. Основы ботаники, зоологии, анатомии, географии преподнесены здесь в игровой форме. Тут можно найти деревянные географические карты, вкладыши в виде различных листьев деревьев, модели и карточки с овощами и фруктами, наборы игрушечных животных, коллекцию минералов, модели вулкана и земной коры...

Как проходят занятия?

В методике Монтессори нет традиционных занятий и уроков. Также нет здесь и специально отведенных мест, где ребенок будет заниматься. Есть лишь легкие переносные стульчики и столики, и коврики для занятий на полу.

Наставник здесь не является главной фигурой и практически не вмешивается в занятия детей, пока те сами не попросят о помощи. Его задача — наблюдать со стороны. Чем заниматься, когда и где - ребенок выбирает и решает исключительно сам. Все дети имеют свободный доступ ко всему, что есть в Монтессори-группе. Им не надо лишний раз обращаться за помощью.

Но, разумеется, никакой анархии в Монтессори группе нет и быть не может. При всей видимости вседозволенности, здесь существуют строгие правила и порядки, соблюдать которые надо неукоснительно.

Одно из таких правил — навести за собой порядок. После того, как ребенок закончил заниматься с каким-то из пособий, он должен убрать за собой — подмести просыпанное, вытереть пролитое, собрать разбросанное и обязательно положить все на свои места. Это приучает ребенка к последовательности, организованности и собранности.

Еще один момент — все пособия и материалы имеются в группе исключительно в одном экземпляре. Поэтому, если желанное пособие занято, то придется подождать своей очереди. Это также приучает малышей к терпению и порядку.

Важнейшей отличительной чертой является то, что в методике Монтессори полностью отсутствует негативная оценка действий ребенка (критика, замечания, указание на ошибки) и нет соревновательного момента между детьми.

Оборотная сторона медали

Как и вокруг любого яркого явления, споры вокруг методики Монтессори не утихают. Какие же доводы приводят критики данного метода?

Основной минус — полное пренебрежение творческой деятельностью ребенка, отсутствие ролевых игр, возможности пофантазировать. Действительно, Мария Монтессори имела довольно радикальные взгляды в этой области. Она считала сказки вредными для детей, отвлекающими от естественного познания мира. Поэтому весь упор ее системы делается на развитие логического мышления и аналитических способностей.

Также многие психологи и педагоги обращают внимание на некоторую искусственность среды, создаваемой в группе. Развивающая среда, в которую помещается ребенок на время занятий, образует некий микромир, перенасыщенный предметами. В реальной жизни ребенок видит иную картину и это сбивает его с толку.

Ну и наконец, не стоит забывать и о том, что данная методика совершенно не вписывается в традиционный общепринятый школьный стандарт. Ребенок, который в дошкольной возрасте, привык, что можно заниматься только тем, чем хочется и свободно перемещаться при этом, вряд ли с радостью воспримет такие школьные моменты как парты, уроки и жесткую дисциплину. И это тоже надо учитывать.


Еще материалы по теме:
Сейчас смотрят:

 
Добавить комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Комментарии с оскорблениями и ссылками на сторонние ресурсы не опубликовываются.